Главная / Отчеты

В глуши Западного Саяна 2008

Граница Хакасии и Тувы, где находится озеро Позарым и урочище Каратош, идеальна для туристов - любителей первозданной природы. Бурная речка Каратош, высокогорные тундры с зарослями карликовой березки, безлесные вершины, достигающие почти 3000 м. В урочище Каратош, среди лесотундры, раскинулось множество маленьких озер. Речки здесь напоминают равнинные - вода тихо струится единым потоком, берега поросли травой и кустарником, нередки меандры и старицы. Эта живописная местность довольно редко посещается туристами-пешеходниками.

Большая часть нашей компании собралась в Междуреченске, и мы сделали небольшую прогулку по Анзасу, затем на электричках добрались в Абазу. По пути мы могли видеть, как покрытые лесом склоны Кузнецкого Алатау сменяются холмами и степями Хакасии.

Договорившись с водителем на 5 утра, мы решили встать в 4, чтобы успеть перекусить и собраться. Быстро утрамбовав все вещи в рюкзаки, сели в машину и отправились в путь. Дорога поднималась всё выше и выше в гору, на перевалах мы останавливались и выходили из машины, чтобы размять конечности и передохнуть. С ветерком мы доехали до места назначения - 105км трассы Абаза-Ак-Довурак и 11 часов уже завтракали на трассе. Солнце еще не пригрело землю, было довольно прохладно. Пока перекусывали, подъехали Максим с Наташей и команда тронулась в путь. В начале тропа идет по заболоченной местности с парой ручьев, потом начинается подъем в горку на перевал. Кедры над головой защищали от солнца, идти было достаточно комфортно. К сожалению, хорошее быстро заканчивается и мы, обливаясь потом, ползем уже выше границы леса. Тропа идет среди зарослей карликовой березки, а позади открываются величественные виды на Саянские просторы. Через некоторое время мы вскарабкались на первый перевал - Кохошский, и принялись как полагается фотографироваться. С перевала открылся впечатляющий вид на массив горы Каратош и долину ручья Курукуль, в которой когда-то был пожар и лес еще не полностью восстановился. В этот раз мы все хорошенько рассмотрели, т.к. в прошлом году мы были на этом месте в сумерках.

В туре на перевале мы с удивлением нашли большой отчет с фотографиями о водном походе по реке Она. Видимо кто-то брал в качестве справочного пособия, но не донес до водной части. Тяжела жизнь водника в начале маршрута, когда он тащит тяжелый катамаран в гору, а потом двадцать километров вниз по ущелью Курукуль.

Лето в этом году выдалось засушливым, и там, где в прошлый раз мы шли по щиколотку в воде, сейчас проходили не замочив ног. Под вечер, уже порядком устав, мы подошли до слияния рек Она и Каратош и перешли вброд без особых затруднений. Лагерь поставили на том же месте, где собирали катамаран в прошлом году, на большой удобной стоянке и занялись бивуачными работами. Марас, любитель натуральной пищи, как обычно взял с собой хлеб, свежих овощей и сварил отличнейший борщ. Польские товарищи заваривали завтрак туриста - сухую смесь из лапши или крупы и сухого мяса. Это очень легкая по весу пища, и в ней есть все витамины и питательные вещества, но к концу похода встает в горле из-за однообразия. Посидев до поздней ночи у костра, вспоминая разные истории, мы отправились спать.

На следующий день мы поднялись вверх по Каратошу до брода, и здесь нас застал единственный в походе непродолжительный дождь. Здесь наша группа разделилась. Мы с Витей, Марасом, Наташей и Максимом завтра штурмуем г.Каратош, а остальная часть группы выдвигается в сторону озера Позарым. Гора Каратош (Карагош), высотой 2930м, является высшей точкой Хакасии и давней мечтой Мараса. В прошлом году мы поднялись на вершину 2969м, на границе Хакасии и Тувы. Так, мало помалу, взойдем на все вершины этого района Утром, взяв перекус, бинокль, фотоаппараты и даже фонари на всякий случай, наш отряд выдвинулся вверх по ручью.

Пасмурно, легкая морось с неба, облака плотной пеленой закрывали вершины гор. Вскоре открылась вся панорама долины Каратоша, но мы не стали задерживаться и продолжили путь. По тропам животных мы продирались сквозь кусты и вышли на склон. Здесь очень много разрытых муравейников, видимо кабаны постарались. Пройдя траверс, вышли на плоский безлесный склон и вскоре достигли озера. Дует ветер, довольно холодно. Поднимаясь по камням, внезапно увидели на гребне двух горных козлов, которые с интересом разглядывали нас с высоты. Кроме козлов, я заметил также уларов, достаточно крупных птиц из семейства фазановых. Поднявшись выше, мы натолкнулись на семью козлов, состоящих из двух взрослых животных и четырех детенышей. Они явно не были рады такому близкому знакомству и вскоре скрылись за камнями. Вот оно - счастье - видеть диких животных в естественной среде обитания, впечатления остаются на всю жизнь.

Мы дошли до тура со знаком хакасских колхозников, далее гребень стал очень узким и опасным. Пошел небольшой снег, потоки воздуха поднимали из ущелья вверх. Периодически то одна часть света, то другая открывалась нашему взору. Ветра не было, и мы сидели в раздумье некоторое время. Было принято решение спускаться в лагерь, так как солнце начало клониться к горизонту. На спуске облака развеялись и мы увидели окружающие горы во всей красе. Путь вниз проходил с долгими остановками на отдых и фотографию. По правую руку блестело озеро Позарым, а за ним возвышались вершины Острый Пик и 2969м. Далеко вдали в дымке виднелись тувинские горы, такие же притягательные для меня, как для других людей - Гималаи

Мы сидели на обзорной точке над долиной Каратоша, каждый был погружен в свои мысли. Здесь не было клещей и комаров, пригревало солнце, обдувал легкий ветерок - что еще надо для счастья? Когда мы спустились в лагерь, нашли какао, оставленное для нас второй частью команды.

Утром мимо нашего лагеря прошли двое туристов, идущих на Телецкое озеро. Это довольно тяжелое и долгое путешествие, однако их сопровождал проводник с лошадью. До озера Позарым мы добрались днем, с некоторыми задержками на поедание голубики. На озере наблюдали пару чернозобых гагар, громко оглашающих окрестности (их необычные крики даже могут испугать впечатлительного человека). Этих птиц можно встретить и в Томской области на глухих таежных озерах. После прочесывание берегов озера, мы наконец, нашли своих товарищей и поделились впечатлениями от горы. Стояла отличная погода, поэтому мы смогли немного поплавать в озере, немного позагорали и вообще хорошо отдохнули в этот день. Ваня с поляками ходил смотреть Улуг-Кольские водопады- самые большие в Хакасии, но к сожалению главный каскад рассмотреть не удалось, т.к. подходили снизу, а не сверху. К нам подошли двое мужчин и, как выяснилось, с одним из них я переписывался по Интернету, а с ними мы уже встречались на этом озере год назад! Они идут тоже на Телецкое озеро, имея в запасе около трех недель.

Вечером, когда стемнело, темный силуэт бесшумно пролетел за деревьями. Описав круг, сова отправилась на ночную охоту. В эту ночь Витя собирался снимать звездное небо, но набежавшие тучки помешали его планам. Я спал под открытым небом у озера и на рассвете наблюдал необычное зрелище - зарождение облаков на поверхности водной глади. На следующее утро мы вышли в сторону Тувы, с некоторым сожалением покинув гостеприимное озеро Позарым. Тропа шла по лесу, поднимаясь, всё выше и выше. Деревья стали расти реже, появился ерник. На подъеме было видно, как растягивается наш маленький отряд. Переход, остановка, еще переход. Сердце стучит в груди, за подъемом подъем. Наконец последний взлет, и мы оказались на перевале.

Тува, один из самых загадочных и удаленных регионов России.. До сравнительно недавнего времени, путь сюда был закрыт для иностранцев. Присоединение к Советскому Союзу произошло только в 40-х годах двадцатого столетия. В Туве нет железнодорожного сообщения, но есть две основных автомагистрали - Абакан - Абаза - Ак-Довурак на западе и Минусинск - Ермаковское - Кызыл на востоке. В Туве много отличных возможностей для экологического и пешего туризма. В Туве находятся самые северные пустыни, а тувинские группы и горловое пение известны по всему миру.

С перевала открылись огромные безлесные пространства. Наш путь пролегал по плоскогорью без единого деревца, в тени котором можно было бы укрыться. Среди этого пространства протекала небольшая речка в камнях, и мы решили приготовить обед здесь. Российская часть экспедиции готовила на газовой горелке, а польская использовала только естественные предметы: камни, сухие ветки кустарников, огниво. К нашему удивлению, польские товарищи вскипятили воду почти одновременно с нами. Изредка пролетали птицы, крупных животных видно не было. Вновь потянулись километры под нашими ногами. Вдали были видны ледники тувинских трехтысячников, но наш путь лежал на юг - к озеру Кара-Холь. Кое-где территория была заболочена, стали появляться небольшие озерца. По правую руку открылась обширная панорама на высокогорья Тувы. Уже солнце зашло за верхушку гор, когда под нами открылся вид на долину у озера Кара-Холь. Точками виднелись овцы, а над долиной неслись журавлиные крики. Дул сильный ветер, приходилось почти кричать, чтобы услышать друг друга. Отличное место, но нужно быстро спускаться, ведь через час уже будет темно. После быстрого спуска мы пересекли поляну и встали на ночлег на опушке леса. Ночь была безоблачной, и у Вити, нашего фотографа, получились отличные кадры ночного неба на длинной выдержке.

Ни свет, ни заря он отправился фотографировать рассвет на гору Мангулек, а мы, хорошо выспавшись, отправились на озеро Кара-Холь. Здешние пастухи и охотники живут летом фактически в полной изоляции от цивилизации. Одну семью, возвращающуюся с охоты, мы и встретили на переходе. Разговора к сожалению не получилось из-за плохого знания русского языка местными жителями, а нами - тувинского. Но поняли, что они встретили Витю на склоне горы. Долина очень ровная, плоская, как стол, покрыта низенькой травой, как газоном. Кое-где растут лиственницы, и в целом местность напоминает парк. Обогнув отару овец, мы подошли к озеру Кара-Холь, что означает "Черное озеро". У берега бегали мелкие кулички, а в воде, хвостом кверху, кормились огари. Озеро достаточно большое, до 12 км в длину. Склоны круто падают в водную гладь, видно, что глубина здесь довольно значительная. Покупаться удалось, но не долго - холодная горная вода не располагает к длительному плаванию. Справа от нас мы видели тувинский дом, у которого стоял автомобиль. Оказывается он приехал зимой по льду озера, теперь ждет следующей зимы. Позже на водопой у дома вышли два сарлыка-яка с длинной шерстью. Эти животные также встречаются в некоторых районах Алтая, Монголии и Киргизии. Через некоторое время мы вернулись в лагерь и стали готовиться к выходу по долине Устю-Элдиг-Хем. У лагеря на выходе пролетели две пары серых журавлей, крики которых мы слышали вчера вечером, и Гжегошу удалось даже сфотографировать их.

Ярко светило солнце, когда мы двинулись на восток по долине. В другое время мы бы и радовались, но не сейчас, когда рюкзак прилипает к спине. Кое-где конная тропа идет по достаточно крутому травянистому склону, но видна отчетливо. Скалы-останцы торчали слева от нас, а по правую руку под пологом леса текла речка Устю-Элдиг-Хем. На очередной остановке я бросил взгляд на противоположный склон и увидел оленя, лес рос здесь не слишком густо, так что можно было увидеть, как он стал подниматься вверх по склону и растворился среди деревьев. К вечеру мы встали на живописной поляне с кипреем, которая, хоть и находилась под некоторым углом, тем не менее, была удобна прежде всего обилием сухих ветвей. Нужны дрова для костра? Пожалуйста - протянул руку и взял сколько нужно. Но в период пожара наверное это было страшное место. Выяснилось, что я потерял вторую ложку в этом походе. Товарищи участники, будьте внимательны со своими столовыми приборами! В темном небе появились силуэты летучих мышей, а в лесу периодически был слышен резкий свист. Возможно, это кричали совята..

На следующий день мы сделали героический (из-за палящего солнца) переход через затяжной перевал Колбак-Пеш-Пажи-Арт. Мы долго думали, к чему такое длинное название и выдвигали разные версии, связанные со словом "арт"-искусство и "пеш"-пешеходный. Местами приходилось пробираться сквозь заросли карликовой березки в поисках тропы, что отрицательно сказывалось на одежде, но, наконец, мы оказались на перевале. С южной стороны почти на вершине горы что-то блестело, непохоже на снег или камень, скорее всего кусок металла (корабль пришельцев? шучу, наверное упавшая ступень ракаты). На спуске, преодолев огромные пространства ерника (карликовой березки), остановились у снежника на ручье. Здесь цвели жарки, несмотря на август месяц. Сделав несколько кадров, отправились по ущелью вниз. Здесь уже рос кедр вперемежку с лиственницей. В сумерках мы добрались до стоянки и развели костер. Это последняя стоянка в дикой местности, не слишком верится, что один дневной переход отделяет нас от цивилизации.

Утром, с совсем легкими рюкзаками, собрались в путь. Тропа тянулась по высокому правому берегу реки, с хорошим обзором на Тувинские горы. Кое-где мы опять встретили перепаханные кабанами участки земли. Иногда приходилось продираться сквозь куста и перешагивать поваленные деревья. Вдруг мы увидели, что тропу скачками пересек темный зверек и проворно забрался на лиственницу. Соболь! На высоте четырех-пяти метров он почувствовал себя в безопасности и разглядывал нас с нескрываемым интересом. Забавный зверек, мордочкой напоминающий плюшевого мишку. Когда его терпение иссякло, он осторожно спустился с лиственницы и побежал дальше. Поднимаемся на последний перевал в походе, жарко, деревья не спасают от зноя. Вскоре мы поднялись выше границы леса и шли вдоль небольшого ручья, останавливаясь, чтобы поесть черники. Легкий шум и движение заставили меня посмотреть влево. Косуля в десяти метрах поднялась и стала подниматься по склону. К сожалению, фотоаппарат был у меня в рюкзаке, и я не смог сделать кадр, а жаль. Через полчаса мы стояли уже на перевале и смотрели на трассу. Спуск занял гораздо меньше времени и мы ночью мы уже ехали в Абакан. Так завершилось это интересное и необычное путешествие.