Siberia Trekking: путешествия

Звоните:

главная / рассказы о походах /

Поход по неизведанной Туве 2009

Республика Тыва представляет интерес для пеших туристов своей нетронутой природой и разнообразием ландшафтов.

Пройденный маршрут: долина к югу оз.Кара-Холь - р.Колколу-Оюк - р.Монагы - р. Устю-Элдиг-Хем - пер.Колбак-Пеш-Пажи-Арт - р.Ак-Хем - приток Ак-Хема - трасса Абаза-Ак-Довурак.

Мы выехали из Абакана утром и через несколько часов добрались до границы Хакасии и Тувы. На 100-м перевале мы вышли из машины размять конечности и полюбоваться на виды Западного Саяна. Стояла облачная погода, и было довольно прохладно, поэтому мы не стали долго задерживаться и поехали дальше. Характер гор на территории Тувы разительно изменился, они стали изрезанными и желто-серыми. По пути довольно часто встречались груды камней с ленточками - священные места. Подъезжая к Ак-Довураку мы встретились с тувинским водителем, который довез нас до начала маршрута у озера Кара-Холь. Поднимая столбы пыли, подпрыгивая на кочках мало-помалу мы добрались до села Кара-Холь. На склоне горы выложена буддийская мантра "Ом мани падме хум", почти все дома в селе выкрашены в белый цвет. Ближе к вечеру мы были уже у озера, сфотографировались на память и отъехали чуть-чуть подальше к началу маршрута. Вокруг простиралась обширная степь серо-желтого цвета, кое-где залеными ленточками виднелся лес, а вдалеке на пологих вершинах лежал снег.

Высадились мы немного не там, где планировали, у реки Алаш и провели первую ночь под сенью деревьев. На утро, походив для разведки туда-сюда с рюкзаками и забравшись на горку, мы поняли, куда нам следует держать путь. Спустились с горы на землю, двинулись на северо-восток через долину. По небу плыли облака, и обдувал легкий ветерок, поэтому идти было достаточно легко. Домики местных жителей располагаются довольно далеко друг от друга, и жизнь течет неторопливо, как в давние времена. Изредка мы видели пастухов, объезжающих отары овец, а когда мы подходили к склону хребта, от одного из домиков отъехал УАЗик. Поднимая клубы пыли, он подъехал к нам и оттуда высыпала целая толпа, включая маленьких детей. Начались расспросы, кто мы, откуда и куда направляемся - люди с рюкзаками здесь нечастые гости. Попрощавшись, начали медленно подниматься вверх по склону, миновали верхние пастбища. Тропа нырнула в лес и вывела нас на хребет. Сверху открылась панорама на долину, по которой мы прошли утром. Едва заметными белыми пятнами виднелись стада овец. Мы шли по едва заметной тропинке, освещенной золотистым светом заходящего солнца. По левую руку простиралось глубокое ущелье р.Кара-Сулуг, а справа возвышался пологий каменистый гребень. К сожалению, вблизи тропы не было видно ни руьев, ни водоемов, поэтому мы вынуждены были идти до позднего вечера, и встали на стоянку вблизи небольшого пруда. В то время, как мы готовили сырный суп, на небе загорелись яркие звезды. К ночи похолодало, и когда я отошел от костра, повеяло холодом.

На утро можно было рассмотреть окрестности и наш дальнейший путь. У пруда обнаружились заросли голубики, это были первые вестники ягодного изобилия, сопутствующего на протяжении всего похода. Позавтракав, тронулись в путь. Тропа становилась все хуже, и наконец исчезла у изгороди вокруг дерева. Недолго думая, пошли дальше через лес и вскоре попали в заросли кустарников, через которые пришлось буквально продираться. Решили идти выше зоны леса, и не успели далеко отойти, как наткнулись на отличную тропу, по которой вскоре добрались до священного места со старыми монетами и ленточками. Открылся вид на верховья реки Кара-Сулуг, и окружающие вершины. Красно-коричневый ковер карликовой березки соседствовал с темно-зелеными цветами кедра и лиственницы, над которыми возвышались серые вершины с вкраплениями снега. Через некоторое время мы повернули к озеру Саралыг-Кежиг, в долину р.Колколу-Оюк. Безлесные пространства, покрытые камнями и кустарниками. Погода стала портиться, и, когда мы перевалили небольшой гребень в долине, обнаружили впереди пелену дождя. К счастью, дождь прошел мимо, почти на задев нас. Встали у бирюзового озера под горой Острый Пик. С наступлением темноты пришел и холод. Я одел почти все теплые вещи, которые у меня были, но они не спасали от холодного ветра.

Закутавшись, мы стояли около крошечного источника тепла - газовой горелки и ждали ужина. В сгустившейся тьме скалы мрачно возвышались вокруг. Быстренько перекусив, отправились по палаткам. Редкие капли дождя стучали по тенту, отчего казалось, что снаружи кто-то ходит. Утром облака разошлись и мы начали подъем к вершине Острый Пик. Оказалось, что он не зря зовется Острым и подобраться с восточной стороны вряд ли удастся. Спустившись, сходили на прогулку до соседнего озера, а затем вернулись в лагерь. Решили не готовить на горелке, а сделать "польский костер" из сухих веток карликовой березки (как делали товарищи поляки в прошлом году). Сказано-сделано, в скором времени была сооружена печь из камней, и рядом - огромный сноп сухих веток. Начался процесс приготовления пищи, состоящий из двух этапов - подкладывания топлива и раздувания пламени. Вода в котле уже нагрелась и появились пузырьки, но кипения так и не наступило. «Это оттого, что мы не поляки» - подумалось нам.

Наступившее утро приподнесло нам сюрприз в виде яркого солнца и прозрачного воздуха, а также инея на листве. Мы собрали лагерь и выдвинулись вниз по долине. Из ходовых дней этот был самый напряженный, т.к. тропы не было, зато в изобилии был кустарник и вода под ним. Мы прыгали по кочкам, продирались сквозь ивняки, переходили вброд Колколу-Оюк, в общем весело проводили время. Добравшись до озера, устроили обед, приготовив растворимый творог с сухофруктами. Также в этой болотистой местности были заросли голубики, увешанной спелой и крупной ягодой.

Появились лиственницы, болота сменились курумником. Склоны окрасились золотом заходящего солнца. Внезапно мы увидели камнепад - валуны скатывались и подпрыгивали по склону, поднимая пыль. К счастью, довольно далеко от нашего пути. На стоянку мы встали поздно вечером, недалеко от реки на склоне, покрытом мягким ковром из лишайников. После двух холодных вечеров у Острого пика, этот вечер был особенно приятен. Перед сном мы сидели около большого костра, и пили компот с сухофруктами.

На следующий день была обнаружена набитая тропа, по которой мы дошли до реки Монагы, тревожущую наши умы с самого начала похода. Будет ли высокая вода? В каком месте брод лучше? Однако опасения рассеялись, когда мы оказались на берегу. Было видно, что река достаточно большая и широкая, однако уровень воды не высок. Глеб прошел первым и натянул веревку, придерживаясь за которую прошли остальные участники. Брод затрудняли огромные булыжники, лежавшие на дне, а некоторые из них возвышались над водой. На другом берегу мы обсушились, переоделись и по хорошей тропе пошли на восток, к озеру Кара-Холь. Тропа в ущелье Монагы очень живописна. Хвойные леса сменялись травянистыми склонами, в низине мы проходили сквозь желтые рощицы тополей. Стали встречаться следы цивилизации - ограждения и постройки. Встали на ночевку в темноте ,на довольно покатом склоне.

Утро было солнечное, и, наскоро перекусив, выдвинулись в путь. Эта местность используется тувинцами как летние пастбища, а через некоторое время на поле мы увидели и хозяев, косивших траву. Они подошли к нам и начались расспросы - кто мы и куда идем. Наши карты их очень заинтересовали, так что на будущее надо брать запасные комплекты для местных жителей. На равнине впервые в походе увидели яков, они паслись в отдалении и не замечали нас. Интересно, что яки есть в Туве, тогда как в соседней Хакасии их нет. Мы вышли на равнину у устья Монагы, и встали лагерем почти в том же месте, где стояли в 2008 году. Прямо перед нашей стоянкой протекала небольшая речка, а по полю утром и вечером проходили коровы и яки.

Отдохнув, мы пошли посмотреть на озеро Кара-Холь. В 2008 году оно запомнилось мне обилием пернатых у берега, а также живописной равниной у северного берега, прочерченной тропинками, которые оставили отары овец. В этот раз равнина уже окрасилась в желтый цвет, а птицы улетели на юг. Крутые склоны озера, были покрыты темно-зеленым лесом, а также ярко-желтыми пятнами тополей. Мы постояли на берегу, наблюдая как волны бьются о берег и отправились обратно. В лагере Наташа уже приготовила замечательное блюдо - плов, а также десерт - туристский тортик из смеси печенья, сгущеного молока и прочих вкусностей.

На следующее утро, снявшись с лагеря, мы решили посетить местных жителей, чтобы пообщаться и отдать излишки еды. Тувинцы встретили нас очень радушно, накормили традиционными блюдами и дали прокатиться на лошади. Зимой они живут в селе Кара-Холь, а лето проводят здесь, косят траву и пасут скот. В дорогу нам дали творога, молока и прочей снеди, так что у нас было небольшое пиршество. Потянулись километра под ногами в долине Устю-Элдиг-Хем. К вечеру небо заволокло пеленой и пошел дождь, сгоревший лес вокруг придавал весьма мрачный вид обстановке, и мы забрались в палатку, лишь наскоро перекусив.

На следующий день мы миновали красно-бурый перевал Колбак-Пеш-Пажи-Арт и перевалили в долину Ак-Хема, откуда рукой подать до трассы.

Текст и фото: Карачаков Евгений

Siberia trekking. Копирование материала с сайта только с разрешения автора