Siberia Trekking: путешествия

Звоните:

главная / рассказы о походах /

Поход к озеру Позарым 2007

4 августа 2007 года мы выехали из Абакана на микроавтобусе в сторону Тувы. Как и в прошлом году, у нас межрегиональный состав - народ из разных регионов Сибири.
За окном сменялись пейзажи Хакасии - обширные пространства степей, а над горизонтом маячили горы Западного Саяна. Они приближаются незаметно - сначала это просто холмики, покрытые лесом с одной стороны. Затем холмы поднимаются все выше и выше, и вот машина по серпантину карабкается на перевал, с которого открывается вид на горные гряды.
Дорога несколько раз пересекает реку Она - цель нашего сплава. Эта горная река очень популярна среди туристов-водников, сюда часто приезжают на сплав томичи, москвичи и прочий народ.

Когда мы высадились, дул холодный ветер и сгущались тучи. Но погода туристам не помеха, и мы в бодром настроении двинулись в путь. Первую сотню метров тропа идет по болотистой местности, временами пересекая небольшие ручьи.
Начался подъем на перевал Курукуль, хотя он и некатегорийный, для первого дня это было всё-таки испытанием, так как мы тащим еще снаряжение для сплава. Потихоньку поднимаясь, вскоре оказались на перевале, откуда просматривалась долина ручья Курукуль, а вдалеке возвышался массив горы Каратош. За спиной тонкой ниткой тянулась дорога в Тыву - последний признак цивилизации, которую мы еще не скоро увидим. Облака повисли темной массой над горами, закрывая обзор. Уже начало смеркаться, поэтому особенно не задерживаясь, поспешили вниз. В полутьме мы проходили мимо сухих невысоких кедров, и местность казалась суровой и загадочной.
Почти стемнело, когда добрались до первой стоянки со струящимся ручейком. Приходилось набирать воду кружкой, и переливать ее в котел. Вскоре ужин был готов, мы посидели немного у костра и отправились спать.

Утром, после завтрака двинулись вниз. Тяжесть рюкзаков теперь ускоряла наше движение, и мы бодро шагали через поваленные деревья.
По пути встретили группу девушек из Абазы, и с ними двух студентов из Томска, а затем - москвичей с лошадьми. Кое-где на тропе даже возникали небольшие пробки. Наша команда двигалась тоже не слишком быстро, как-никак 25 кг катамарана с веслами - это не палатка в 3кг.
Периодически поливал легкий дождь, зато было не очень жарко. К вечеру, уставшие, подошли к р.Она. Здесь стартуют на сплав почти все группы, тем более что много ровных площадок для палаток. После некоторых раздумий решили встать на этом берегу, а наутро переходить р.Ону и р.Каратош.

Слегка обсушившись, наутро мы готовиться к форсированию рек. В это время подошли рыбаки и быстро прошли Ону без проблем. Мы тоже перешли Ону без затруднений, зато переправа через Каратош запомнилась всем надолго - глубина по пояс и мощное течение, которое чуть не сносит с ног. После переправы мы положили катамаран в укромном месте, рюкзаки полегчали, а тропа потянулась вверх по долине, петляя между кустов и огибая поваленные деревья.
Здесь растет черная смородина и курильский чай. На половине пути тропа опять переходила на другую сторону р.Каратош - переправа была настоящим приключением. В этом месте река разливается на два-три рукава, первый рукав переходится по бревну, которое колеблется не только вверх-вниз, но и вправо-влево. Второй и третий рукава проходятся по бревнам и камням. Вскоре зона леса кончилась, и мы шли по местами заболоченной высокогорной тундре с зарослями карликовой березки. Ущелье реки Каратош расступилось в широкую долину, окаймленную отрогами хребтов. К озеру Позарым, цели сегодняшнего перехода мы подошли в сумерках, уставшие донельзя.

Озеро Позарым небольшое, но очень живописное, по берегу растет кедрач, а в воде отражаются саянские вершины. Нет ослепительно белых ледников, как на Алтае, но есть то чувство свободы и простора, которое дают горы. Отсюда нам предстоит тропить самим, поднимаясь все выше. По правую руку виднелся массив Каратош, а внизу в долине петляла змейкой река Каратош. Встретились первые заросли голубики и нашему восторгу не было предела, потом кусты голубики со спелыми ягодами стали попадаться чаще, и наступил тот момент, когда мы уже не могли есть эту ягоду.

На берегу озера мы переночевали, оставили часть вещей и наутро двинулись на запад, прямо через гору 2400.
Подъем в горку был достаточно утомительным, мы шли по мягкому глубокому мху, перелезали через буреломные завалы, продирались сквозь кусты.
За этой горой мы вышли на огромное ровное плато почти без растительности. Слева возвышалась вершина Тарагыр-Бажи-Тайга, а справа расстилалась долина реки Каратош.
Ближе к вечеру мы оказались у подножия цели нашего похода - двуглавой горы 2969м. Со всех сторон этого массива находятся маленькие озера, на берегу одного мы и встали на ночлег. Уже чувствуется высота, и ночью было довольно прохладно. Марас рассказал, что слышал сопение марала, но из-за темноты ничего нельзя было разглядеть.

Подъем был не сложный за два часа мы поднялись наверх, сделали снег со сгущенкой. Вид с вершины был просто супер, во все стороны просматриваются горы далеко-далеко. С одной стороны Тувинские трехтысячники со снегом, с другой - зубчатые как Ергаки, с третьей - пологие. И много озер, больших и маленьких у подножия гор. Зарядившись энергией на год, отправились вниз. На снежнике можно было скользить как на лыжах. У подножия горы мы прошли к нижнему озеру с водопадом. Поднимаясь от водопада наверх, я бросил взгляд на дальний хребет и неожиданно увидел марала. Он стоял неподвижно и вероятно, рассматривал нас. Здорово! Теперь можно сказать, что поход прошел не зря. В лагере у нас закончился газ, поэтому мы снялись с места и двинулись в сторону оз.Позарым. До озера конечно не дошли, зато остановились на замечательной лужайке недалеко от обильных зарослей голубики.
Вечер выдался теплый и безветренный, и мы долго сидели у костра под звездным небом. Сначала мы просто беседовали и шутили, вспоминая разные истории, потом мало-помалу народ отправился спать, а оставшиеся смотрели на огонь, время от времени подбрасывая дрова. Я наблюдал за искрами, которые взлетали на два-три метра вверх, чертя замысловатую траекторию и гасли в сумраке ночи.

Всё пространство около нашей стоянки было прочерчено звериными тропками в самых разных направлениях, но к сожалению, никого увидеть пока не удалось. Утром я встал пораньше, когда в долине еще клубился туман, и отправился к ручью сделать фотографии окрестностей. Холод пробирал сквозь одежду, но открывшийся вид стоил того, чтобы потерпеть. Небо становилось все ярче, а очертания гор - все светлее. Пелена тумана в долине постепенно стала растворяться, исчезать, и через несколько минут вся долина была видна.

Днем мы собирали голубику, чтобы сделать туристское блюдо - смесь ягод со сгущенкой, а ближе к обеду выдвинулись к озеру Позарым.

Карачаков Евгений

Siberia trekking. Копирование материала с сайта только с разрешения автора