Siberia Trekking: путешествия

Звоните:

главная / рассказы о походах /

Кузнецкий Алатау 2012

Летний сезон 2012 начался с Кузнецкого Алатау, это горный массив на границе Хакасии и Кемеровской области. Горы не высокие (высшая точка - г.Старая Крепость 2217м), но очень красивые, особенно в начале лета.

Рассказ про поход в 2009г

Наша группа состояла из четырех человек - автор этих строк, Данил Барашков из Абазы, и голландцы - Лизбет и Рональд.

Жара превратила воздух Абакана в пекло, уличные термометры показывали +35. К вечеру температура немного спала, но в ночном поезде Абакан-Новокузнецк все равно было душно. Все пассажиры общего выгона выстроились в узком коридоре у окон. В темноте пролетали степи Хакасии. В три часа ночи станция Лужба встретила нас приятной свежестью. Мы дошли до паромной переправы, где расположились на отдых. Чай с ароматными листьями смородины и перекус составили первый завтрак на природе. На другом берегу виднелась палатка, кто-то уже завершил поход и спешит домой. Ну а у нас - все впереди.

Переправа через р.Томь

Утром бодрый паромщик перевез нас на моторке через реку, как оказалось позднее - это был Михаил Шевалье, основатель сети приютов в Кузнецком Алатау. Подъехала электричка, и на берегах Томи вмиг стало людно. Моторки без устали сновали туда-сюда, перевозя шумную ораву детей. До Талькового карьера мы доехали на уазике-таблетке, выгрузились и начали путь под рюкзаком. Погода стояла облачная, и даже иногда моросил дождь. Выматывающая все силы жара в Томске оказалась где-то в другом измерении. По мере подъема нам постоянно попадались встречные группы, а я полагал, что в начале июня здесь совсем немного туристов. Среди пышной растительности выделялись яркие оранжевые цветы жарков (Trollius asiaticus).

Купальница азиатская (жарок, огонек)

На привале Рональд показал GPS-трекер, по которому можно синхронизировать данные о положении фотографий. У Рональда впечатляющий опыт путешествий - Коста-Рика, Непал, Мадагаскар, Перу, Эфиопия, Ньюфаундленд (и это неполный список). Лизбет изучает культуру Хакасии, в частности музыку, и свободно владеет русским, английским, голландским, французским. Рональд предварительно напечатал карту Кузнецкого Алатау на огромном листе формата А1 и попросил меня начертить наш маршрут маркером.

Идем по тропе.

р.Малый Казыр

В зарослях чемерицы

По долине жарков

Цветет бадан

Весенние цветы

Мы прошли незаметный шорский перевал и спустились в долину Малого Казыра. Уровень воды был невысок, и покатые камни выступали над поверхностью. Долина этой реки довольно живописна, тропа идет по правому берегу, иногда поднимаясь довольно высоко. На следующий день мы прошли через поляны, усеянные цветущими жарками. Я видел такой пейзаж во время первого похода сюда в 2009, но тем не менее, был впечатлен. На стоянку встали у брода через Малый Казыр, который здесь выглядел неприметным ручейком. С места стоянки открывался отличный вид на все стороны. Я достал бинокль и принялся разглядывать склоны в поисках следов живности. Увы! Прошли времена Крашенинникова и Палласа. Не пробежал ни один, даже самый завалящий олень.

Но и без животных было что посмотреть. Кое-где, на северных склонах остался снег. Цвел молочай, бадан, водосбор и марьин корень. Маленькие солисты старательно выводили трели в зарослях и на верхушках деревьев. Кое-где на земле видны сырые места, где недавно сошел снег. Мы поднимались на перевал Караташ, который называют воротами в Золотую Долину. Идти тяжело, приходится часто останавливаться, чтобы передохнуть.

Вид при подъеме на Караташ

Калужница

Снежник на пер.Караташ

Кандык сибирский

Фиалки

На перевале открылась широкая панорама гор, снегов и цветов. Под ногами хлюпали лужи, но это с лихвой вознаграждалось буйством цветов. Вдоль журчащих ручьев цвели купальница, а там где посуше - поляны фиалок. Народ с радостными возгласами разбежался в разные стороны. Определенно это место стоит того, чтобы побывать в Кузнецком Алатау. Несколько внушительных снежников растянулись на плато. Какие-то черные точки виднелись в отдалении, но в бинокль оказалось, что это вороны. Непонятно, что они ищут на снегу. Первоначальный план был сразу спускаться в долину, но Лизбет с Рональдом предложили остаться на плато на пару дней. Предложение принято, мы нашли подходящее место для палатки с отличным видом на озеро Хунухузух. Дрова нашлись ниже по склону, где росли кедры. Неподалеку находилась печь - конструкция из камней, сооруженная туристами.

Лизбет рассказала, что обычно они выбирают живописное место с хорошим обзором и располагаются на несколько дней. Вместо костра используют жидкотопливную горелку.

В очередной раз, когда я решил посмотреть по сторонам, заметил две темные фигуры на горизонте. Первая мысль была - яки, но потом стало ясно что это не яки, а медведи. Сомнений не осталось, когда я взял в руки бинокль. Вот это удача! Медведи неторопливо паслись в зарослях, а потом двинулись вниз по кулуару. Мы находились на возвышении, и могли отлично рассматривать все их перемещения. Немного погодя, они добрались до снежника внизу и принялись скатываться по нему и бороться. Пару часов мы провели, лежа на животе и передавая бинокль друг другу. Потом они улеглись спать. Участники разошлись в погулять на пару часов.

Медведи.

Играют на снежнике.

Я спустился вниз с перевала в надежде, что медведей оттуда будет видно лучше. К сожалению, ничего не вышло, медведей оттуда вообще не было видно. Солнце пекло так, что у меня обгорела шея и руки. Ближе к вечеру Данил выдвинул идею сходить поближе к медведям, с чем я немедленно согласился. Мы пошли по снежнику, обходя цирк озера Хунухузух, и вышли туда, где впервые показались медведи. План был обойти дальше по гребню, и спуститься по каменистому склону, чтобы не подходить слишком близко к медведям. С гребня открылись захватывающие дух виды в соседнюю долину.

Мы спустились и засели в засаде за камнями. Солнце клонилось к горизонту за перевалом, а медведи все не показывались. Начал накрапывать дождь. Неужели все напрасно? Может быть, медведи ушли или решили ночевать в камнях у снегу. Медленно текли минуты ожидания.. Наконец медведи показались! Теперь можно было хорошенько их рассмотреть. Один темный, а второй светлый. Еще не взрослые, вероятно двух-трехлетнего возраста. Темный медвежонок стал подниматься вверх по склону, а светлый решил задержаться.

Спускаются вниз.

Вслушивается в тишину гор.

Сделав несколько снимков, мы решили возвращаться в лагерь. Данил бодро поднялся и вышел на снежник, а я выдохся и шел неспеша, с остановками. Во время передышки мимо пробежал медведь и остановился метрах в десяти ниже меня по склону. Это было настолько неожиданно, что я оторопел на несколько мгновений. Он не видел меня, и прошел дальше, обнюхивая кусты. Я взял фотоаппарат и сделал несколько снимков. Медведь при звуке затвора начинал оглядываться, но на меня не смотрел. Через какое-то время он поднялся по склону вверх. Мне не хотелось встретиться с ним лицом к лицу, поэтому я сделал большой крюк и уже выйдя на плато пошел прямо через заросли карликовой березки.

Каково же было мое удивление, когда за спиной я услышал хруст веток. Сердце ощутимо застучало - тук..тук. Я обернулся и увидел что медведь приподнялся на задних лапах и смотрит на меня. Некоторое время он ловил носом воздух, затем опустился и отбежал в сторону. Я вернулся по снежнику в лагерь. Закат отгорел и горы стали погружаться в темноту. Даже если бы это были единственные снимки с похода, я был бы полностью удовлетворен. Сфотографировать медедя в дикой природе было давней мечтой, и сегодня она воплотилась в реальность.

Снежник на перевале Караташ

На следующий день у нас была прогулка по плато к перевалу НГПИ. Облака стояли низко, и иногда приходилось идти в тумане. Но солнце выше облаков пекло ощутимо, и когда облака на пару минут расступались, солнце обжигало открытые участки тела.
В тумане не было видно ни оленей, ни медведей. Мы шли вдоль обрывистого края Золотой Долины. Внизу раскинулись озера, кое-где покрытые льдом. Весна приходит сюда поздно, а осень - рано. Удивляло то, что туристы не особо ходят сюда в июне. Основная масса приходит в Золотую Долину в июле-августе, а ведь там уже совсем другие цвета и нет того буйства красок, как сейчас.

В тумане по снежнику

Над Золотой Долиной

Палатка RedFox Challenger 3+

У перевала Тронова мы сделали перерыв на отдых и фотографию. Под ногами - многометровый обрыв, далеко внизу - озера, снежники и ручьи, а прямо над головой - облака. Немного погодя мы вернулись в лагерь. В тумане появилась белая куропатка, которая громким клокотанием нарушила лагерный покой. Она села прямо между нашими палатками, но вскоре поднялась и улетела за бугор.

На следующее утро все вокруг было затянуто плотной пеленой, и мы никуда не пошли. После обеда туман немного развеялся и мы стали спускаться вниз с перевала к озеру Хунухузух. В одном месте пришлось траверсировать снежник с довольно большим уклоном. Но все закончилось благополучно, и мы встали на стоянку у кедров в некотором отдалении от озера. Место мне показалось мрачноватым из-за темных туч, которые низко шли над горами. Видно, что здесь часто гуляет ветер по изогнутым ветвям кедров. В темноте какая-то птицы издавала протяжный и тихий свист. В довершении к такой мистической картине, перегорела ручка у нашего котелка. К счастью, вскоре вкусный ужин был готов и настроение у всех поднялось.

Жарки цветут

Утро выдалось ясное. Путь к озеру Круглому в Золотой Долине был несложным и живописным. На тропе встречались отпечатки копытец, но самих животных не было видно. Иногда мы проходили полянки, сплошь покрытые цветущими жарками. Также в обилии цвели фиолетово-синие горечавки. Довольно быстро мы дошли до озера Светлого, где поставили лагерь, и разошлись в разные стороны погулять. Золотую Долину прорезает сеть ручьев, иногда встречаются небольшие водоемы и снежники, кое-где торчат валуны. Еще во время первого похода я видел ручьи шириной всего 30см, в которые можно провалиться по пояс.

Турпан

Там мы сидели три дня назад

Водопады

Вид с перевала Козьи Ворота в сторону р.Туралыг

На следующий день у нас состоялась прогулка к г.Старая Крепость (2217 м). На перевале Козьи Ворота пекло солнце, мои товарищи отправились на вершину, а я пошел погулять по плато в поисках зверей. Через пару часов решили возвращаться в лагерь, и как оказалось вовремя - как раз к моменту возвращения хлынул дождь. Сильный дождь редко бывает продолжительным, и вскоре мы выбрались из палаток и стали готовить ужин. По озеру плавали две утки, и иногда резко крякали. В бинокль я разглядел турпанов (Турпан лат. Melanitta fusca — крупный вид нырков, гнездящийся в северных частях Старого и Нового Света, преимущественно возле рыбных озер.)

Выходили из Золотой Долины через перевал НГПИ, один из самых популярных перевалов в Золотой Долине. На подъеме нас немного промочил дождь, но зато наверху не было тумана, как в 2009. Немного пройдя по плато, мы заметили одинокого олененка. Довольно рослый, но худой, как говорится ребра торчат. Мы его заинтересовали не меньше, и он осторожно приблизился к нам на расстояние 15м, затем отбежал и обогнул наш отряд по дуге. Я читал ранее, что на перевале Караташ Кузнецкого Алатау обирает небольшая популяция северного оленя, и видел фотографии, но никогда не видел.

Вниз по долине Малого Казыра мы спустились довольно быстро. Уже отцвели жарки, и вместо цветущих полян росла однотонная трава.

Евгений Карачаков

Siberia trekking. Копирование материала с сайта только с разрешения автора