Siberia Trekking: путешествия

Звоните:

главная / рассказы о походах /

Поход по Кузнецкому Алатау в июле 2009

Золотая Долина хребта Кузнецкого Алатау, привлекает туристов отвесными скалами, прозрачными озерами, водопадами, ослепительными снежниками и яркими красками цветущих лугов. Привлеклись красотами природы и мы, пятеро туристов из Томска и Междуреченска.

Ранним утром в конце июня мы влезли в электричку до станции Лужба и отправились навстречу приключениям. Здесь много людей, в основном это дачники и молодежь, отправлящаяся на сплав по Томи, а также участники турслета профессиональных училищ. Электричка поехала дальше в Бискамжу, но нам надо высаживаться. Большая часть пассажиров вышла здесь же, на станции Лужба, и двинулась шумной толпой к переправе через Томь.

На берегу мы оказались в числе первых прибывших, и поэтому были перевезены паромщиками довольно быстро. На другой стороне уже стоял небольшой автобус, который за некоторую плату, подвозил всех желающих вверх по Алгую. Изобразив цивильных туристов, мы сели внутрь и под музыку Морриконе и Мориа, довольно быстро добрались до Талькового карьера. Здесь водитель высадил пассажиров и поехал вниз за следующей группой.

Из-за обилия осадков, нижняя часть склонов Кузнецкого Алатау покрыты густой растительностью, из древесных пород преобладает пихта и береза с развитым подлеском. Кое-где за обочине дороги виднелись цветки саранки (лилии кудреватой). Моросил мелкий дождик, но настроение у всех было приподнятое - впервые в этом году выбрались на природу.

К сожалению видно, что массовый туризм в этой части Кузнецкого Алатау развивается довольно быстро - строятся домики, навесы, появляются ограждения. Из-за недавних дождей тропа частично была залита водой, и нам частенько приходилось перепрыгивать с одной стороны на другую. Широкий и плоский Шорский перевал, покрытый лесом, мало походил на перевал в привычном представлении. Спуск по скользкой тропе среди булыжников, покрытых мхом, прошел успешно и вскоре мы подошли к реке Малый Казыр.

В горах смещаются времена года и сейчас, когда в Томске стояло дождливое лето, в этих краях царила весна. Очень непривычно видеть цветущую ароматную черемуху и островки огоньков в начале июля. Как и везде в горах, мы поднимались и спускались, обходили упавшие деревья. Иногда тропа пересекала ручьи, через которые можно было аккуратно перебраться, не замочив ног. Наш первый лагерь был разбит на берегу шумного ручья Высокогорный. Это первая ночевка вдали от цивилизации, и мы долго болтали перед тем, как уснуть.

На следующий день пейзаж менялся по мере движения, появились обширные луга, покрытые цветущими жарками (огоньками). Постепенно тропа стала подниматься на перевал Караташ - естественную границу Золотой Долины. Скорость наша упала и ближе к вечеру мы встали на стоянку у верхней границы леса. Не успели приготовить ужин, как тучи, ходившие вокруг, разразились ливнем. Самое время проверить палатки на ветро- и влагоустойчивость:)

Утром, когда облака поднялись вверх и открыли просторы, мы стали подниматься на перевал. От вчерашней непогоды не осталось и следа, долина Малого Казыра была видна как на ладони, а вокруг поднимались заснеженные вершины хребта Тигир-Тыш. Мы поднялись над зоной леса, и вокруг были низкие заросли кустарников - карликовой березки и ивы. Вскоре мы оказались на перевале Караташ. Говорят, обычно здесь нет снега, но сейчас его было более чем достаточно. Через пару десятков метров со снежника открылась неподвижная гладь озера Хунухузух. Здесь проходит тропа маршрута Большое Кольцо, но сейчас мало туристов, все таки начало летнего сезона.

Перекусив у перевального тура, мы решили подняться на ближайшую вершину, носящую гордое название 40 лет ВЛКСМ. По пути подъема встретились куропатки, перебегавшие среди камней. По левую руку внизу виднелось озеро, почти полностью скованное льдом. С вершины открылся отличный обзор на просторы Кузнецкого Алатау. Оставшийся снег на гребнях разукрасил хребты пестрым покрывалом. Пройдет совсем немного времени, и он растает, не оставив и следа. Налюбовавшись видами, быстро спустились обратно к перевалу и двинулись на север по гребню, отделяющему долину Малого Казыра от Золотой Долины.

Вскоре наша небольшая группа вышла на огромный снежник, соединяющий перевал НГПИ и Караташ. В этом году с долгой весной, он разросся больше обычного. Идти по снежнику было не очень удобно из-за яркого солнца и не совсем устойчивой опоры под ногами, а по периметру образовалась огромная лужа по щиколотку. Благополучно миновав снежные препятствия, вышли на узкий гребень, отвесно обравающийся по правую руку. Ветра не было, солнце клонилось к горизонту, придавая горам оранжевый оттенок, и несколько минут мы сидели в тишине на камне и смотрели вниз - на озера Золотой Долины. Вскоре нас настиг вечер, и пришлось разбивать лагерь прямо на гребне. Солнце уже скрылось и в вечерней дымке маячили вдали призрачные силуэты . В такой обстановке недостаток воды на стоянке компенсировался красотой природы, и на утро с новыми силами мы продолжили путь.

Благо, погода радовала нас теплом, и вскоре мы спустились в цирк к замерзшему озеру. Несмотря на то, что здесь нет тропы, идти не сложно. Когда мы спустились к следующему озеру, и сели передохнуть, я заметил движение на другой стороне. Медведь! Никогда прежде не видел косолапого великана в природе. Он довольно быстро пересек снежник, и, выйдя на траву, остановился. Не было видно, чем он занимается, но предполагаю, что он искал себе пропитание под камнями. Через некоторое время медведь забрался на снежник, упал на бок и съехал вниз по склону, потом забрался повыше и скатился еще раз. Было очень интересно наблюдать за его действиями, но к сожалению, мы должны были продолжить путь вниз по долине.

Появились живописные островки кедра и лиственницы, но вместе с ними и труднопреодолимые заросли высокого кустарника, а также многометровые снежники, под которыми с шумом струилась вода. В конце концов наши усилия были вознаграждены отличной стоянкой под раскидистыми кедрами, с одной стороны неподалеку был снежник, который мы использовали для охлаждения киселя, а с другой - озеро Харлыгколь. В процессе поиска стоянки мы заметили двух оленей, стоявших в отдалении на поляне. Они стояли, замерев на месте, и пристально смотрели на нас, а затем исчезли в лесу.

В местах, где снег только сошел, трава еше не выросла, но уже тянулись к солнцу пятнистые стебельки кандыка. Некоторые особо стойкие кандыки прорастали прямо сквозь снег. Всегда восхищало меня такое сочетание упорства жизни и хрупкой красоты живой природы.

Утром я проснулся рано и наблюдал, как солнце окрашивает скалы и приносит тепло в эти края. В неподвижном воздухе раздался резкий крик кедровки и у пернатых наступил очередной хлопотный день. Мы решили посвятить день занятиям по скалолазанию на огромном камне, неподалеку от нашего лагеря. Солнце пекло вовсю, и можно было принимать солнечные ванны в непосредственной близости от снега.

Навесили веревку, придумали несколько маршрутов и благополучно пролезли их. Вечером вдвоем с Иваном сделали радиальный выход к озеру Харатас с целью разведки тропы и осмотра окрестностей. Снежники перемежались цветущими лугами, каменными россыпями и небольшими водоемами. Тропа терялась под разливами и снегом, но в целом она была видна достаточно отчетливо. Кое-где встречались промоины глубиной около метра, а шириной сантиметров 30. Мы миновали озеро Круглое,на берегу которого был выточен идол, и вскоре достигли озера Харатас, лежащего у подножия перевала Козьи Ворота. Массив горы Верхний Зуб открылся нам во всей красе, и, с чувством выполненного долга, мы вернулись обратно.

Наутро, позавтракав и собравшись, наша группа двинулась в длинную радиалку на Верхний Зуб. Вчерашние следы на снегу уже растаяли, а тропы еще больше наполнились водой. Вскоре мы оказались у озера Харатас и стали искать подъем на перевал. Но тропа, по которой мы шли, становилась все меньше, и наконец, совсем затерялась в кустах. Нас это не задержало ни на минуту. Вскоре, карабкаясь по камням и снегу, мы вылезли на склон с марьиным корнем и жарками. Аня, идущая впереди, добралась до большого камня и села передохнуть. Вскоре остальные участники добрались до места отдыха и присели, обозревая окрестности. Каково же было наше удивление, когда посмотрев налево мы увидели медведя, стоявшего всего метрах в 70 дальше по склону. Он смотрел вниз на долину, не замечая нас, и ловил запахи.

Мы осторожно встали и пошли дальше от такого соседства. Не знаю, убежал ли медведь, но в тот момент смотреть и фотографировать никому не хотелось, а когда я обернулся, медведя не было видно за перегибом. Через некоторое время мы вышли на открытый участок с низким кустарником. Кое-где виднелись перевернутые камни, видимо мы шли по местам кормежки медведя, но самого хозяина тайги видно больше не было. Мы забрались на широкую седловину перевала Козьи Ворота, откуда ведет прямая тропа в Хакасию по реке Туралыг. Просторно и ветрено на перевале, только камни и низкие кустарники украшают пейзаж. Но наша сегодняшняя цель - вершина Верхний Зуб - возвышалась слева.

Подъем оказался несложным, сначала на небольшую вершинку, оттуда по гребню выход на вершинное плато. На самой вершине оказался большой крест, а в туре нашли записку новосибирских туристов. Здесь нас стало клонить в сон, но мы, не поддавшись чарам Морфея, двинулись вниз. При спуске с перевала Козьи Ворота нашлась верная тропа от озера Харатас, которая шла вдоль бурного ручья.

Вечером, когда мы сидели у костра, к нашему лагерю подошел Алексей из Междуреченска. Завязалась беседа, выяснилось, что в этот раз он путешествует в одиночку, много фотографирует и снимает на видеокамеру. После расспросов, кто где был на Зубьях, Алексей спросил: "А вы кстати, каким антивирусом пользуетесь?", и разговор перешел в сферу компьютерных технологий, а также обсуждения методик изучения английского языка. Быстро пролетел вечер, а на следующий день мы уже выдвигались обратно в сторону цивилизации.

С самого утра начали ходить облака, и во время подъема на перевал НГПИ все видимость падала прямо на глазах. Мы уже стали подниматься на перевальный взлет, когда все поглотила серая пелена. Выбравшись на ровную полянку, мы сели отдохнуть и подумать. К счастью, у нас были два компаса, один - стандартный жидкостный, второй - в коммуникаторе. С видимостью не более 15 метров мы прошли пару часов к югу и стали забирать на запад вниз по склону, когда туман стал развеиваться. Сначала показались вершины со снегом, висевшие в воздухе. Казалось, это какие-то огромные и незнакомые горы. Мы задумались, куда же можно было спуститься с перешейка НГПИ-Караташ, кроме долины Малого Казыра. Вскоре туман рассеялся и тревоги исчезли. Когда наш отряд встал вечером на стоянку, вокруг царило лето. Вокруг все также горели оранжевые огоньки среди широких кожистых листьев чемерицы, только черемухи не было видно. Быстро сменяются времена года в горах. Наверх в Золотую Долину мимо нас прошли двое туристов, потом еще двое, и потом около тридцати человек! Это все была одна группа из Тюмени.

Следующий день мы провели на тропе, спускаясь до Куприяновской поляны. Вниз идти гораздо приятней! На стоянке мы искупались в Малом Казыре, и ждали, когда разразится гроза. Однако она прошла мимо, сбросив несколько капель на лагерь. По сравнению с первым визитом на Куприяновскую поляну, растительность здесь подросла, а лужи исчезли. Кто-то соорудил навес от дождя из шестов с полиэтиленом. Сегодня наша последняя ночевка в этом походе, завтра .

Утро встретило морозной свежестью. Сегодня мы встали пораньше, чтобы успеть на электричку, двинулись на Шорский перевал. Выбранный темп оказался довольно бодрым, и вскоре мы уже были у тремолитов - вертикальных и плоских, как лезвия - скал. В высоту эти скалы достигали метров пять, а сверху густо поросли зарослями бадана. Со страховкой можно было бы придумать интересные короткие и сложные трассы для скалолазания. Полазив по тремолитам, пошли дальше и через несколько минут вышли к Тальковому карьеру.

Дальше была дорога вниз, навстречу поднимались группа за группой. Пекло солнце, отражаясь от белой дороги. Наши приключения в Кузнецком Алатау закончились, и моторная лодка перевезла нас к цивилизации.

Карачаков Евгений

Siberia trekking. Копирование материала с сайта только с разрешения автора