Siberia Trekking: путешествия

Звоните:

главная / рассказы о походах /

Походы по Хакасии 2010

Теплым летним утром поезд тронулся и повез нас по направлению к Солнечной Хакасии. За окном мелькали столбы, деревья и поля. За разговорами и игрой в шахматы время пролетело быстро. Утром за окном вагона открылись залитые солнцем просторы Минусинской котловины.

В Абакане произошла встреча с остальными участниками похода, закупка продуктов и кое-какого снаряжения. Выдвинулись мы ранним утром с Николаем Акимовичем и началось путешествие из лета в весну. Если в Абакане температура днем была +35, то у Саянского перевала, где начинался наш маршрут, было около +16 градусов, а небо закрывали тяжелые тучи. В конце июня я еще не ходил в этот район, и огромная темно-бурая Она, вдоль которой мы проехали, вселяла в меня беспокойство. Долгая весна и обилие снега зимой сделали свое дело. Нитку маршрута запланировали так: р.Курукуль - р.Она - р.Субурдук - р.Каратыр - оз.Позарым - г.Тарагыр-Бажи-Тайга - р.Самжур - р.Устю-Элдиг-Хем - пер.Колбак-Пеш-Пажи-Арт - р.Ак-Хем - р.Узун-Кара-Суг - пер.Саянский. Мы довольно бодро подошли к Большому Ону, который раньше пересекали не задумываясь, и остановились в задумчивости. Бурный поток преградил наш путь к светлому будущему. Мы разделились на двойки и с осторожностью погрузились в холодную воду. Едва поднимешь ногу, как поток сносил ее мощным движение. Но мы все-таки перебродили речку и стали подниматься к Курукульскому перевалу. Прямо по тропе бежали ручейки, почва под ногами была пропитана влагой. Под перевальной седловиной возвышался огромной снежник, который мы обогнули по кустам карликовой березки.

С перевала открылась пестрая панорама Западных Саян. Снег лежал почти на всех вершинах, довольно много его было и на г.Каратош. Быстро спустились вниз, перешагивая ручьи, которые текли отовсюду. Во время отдыха вдруг раздался оглушительный раскат грома. Небо потемнело. Мы надели дождевики и чехлы на рюкзаки, ожидая проливного ливня, но напрасно. Небольшой дождь скоро закончился и наша группа подошла к первому броду через Курукуль. Холодная вода свела ноги до потери чувствительности. "Обычно здесь воды по щиколотку и она теплая" - я попытался утешить участников похода. "Мы уже поняли, что у нас не обычный поход" - отвечали участники. Вскоре стали располагаться на ночлег. На ужин у нас был ароматный чай с листьями смородины и суп со свежими овощами. Почти каждый поход мы берем огурцы, картофель, лук и прочие вкусные и полезные овощи на первые три дня. Утром продолжили путь вдоль Курукуля, который становился все больше, вбирая ручейки с окрестных склонов. В одном месте кустарники и молодые деревья были выворочены, трава занесена песком - видимо недавно прошел селевой поток. К обеду добрались до Оны. Дно реки не просматривалось, и вода катила свои воды быстро и спокойно, что внушало тревогу.

Тут полил дождь как из ведра и мы решили остановиться здесь до завтрашнего утра, чтобы поискать удобное место для брода. Прогулялись до Каратоша, но брода не нашли и вернулись обратно. По пути полюбовались живописной поляной с жарками. В разгар сезона - конце июля-начале августа - у слияния Курукуля и Оны стоит целый городок палаток водников, но сейчас никого нет. Утром после завтрака мы сделали разминку и взявшись за руки перешли Курукуль и двинулись вдоль Оны вверх. Пройдя метров пятьдесят, я приметил удобное место для переправы. Аккуратно переставляя ноги, двинулись к противоположному берегу. Течение сносило ногу при каждой попытке сделать шаг. Но вот и берег! Мы выбрались, переоделись в сухое и вздохнули с облегчением - больше таких рек на нашем пути не предвидится. К сожалению на этом берегу (орографически левый), тропа очень слабая и периодически исчезает, и нам приходилось карабкаться сквозь бурелом. Но это были еще цветочки. Дойдя до Субурдука мы сразу повернули направо, стали подниматься по долине. Но вскоре путь преградили заросли ивняка, цепляющиеся за одежду и рюкзак. Чем дальше мы пробирались, тем гуще становились заросли. И даже наши попытки перейти на другой берег не увенчались успехом. Тут Виталя произнес фразу, которая стала шуткой похода: "Я думал - я пошел в горный поход!". Потеряв часа три на эти заросли, мы все-таки перешли Субурдук и вышли на неплохую тропу, обозначенную на карте. Хоть тропа была залита местами водой по щиколотку, темп движения ускорился и настроение улучшилось. Через пару километров долина расширилась и мы вышли на горный луг, покрытый цветущим разнотравьем.

К вечеру остановились на ночлег в лесу с сухостоем. Утром пошел дождь, и мы стали играть в города. Быстро перебрали все города, заканчивающиеся на "ск" и стали вспоминать малоизвестные маленькие городки. Закончили на городе Ордынск, и стали собираться в дорогу. В этот день мы свернули с тропы по Субурдуку на Каратыр. Погода радовала теплом, и на небе проплывали облака. Радость омрачали заросли карликовой березки и поваленные деревья. Субурдук тоже надо было как-то перейти, но мы решили не мочить ноги, а переползти по бревну. Оказалось, что это не совсем удобно из-за маленьких сучков, торчащих на середине бревна. К счастью, все перебрались благополучно и вскоре мы подошли к истокам р.Каратыр и стали подниматься на безымянный перевал, отделяющий истоки Каратыра от плато реки Самжур. Во время подъема погода ухудшилась, подул ветер и в лицо полетел мелкий снег. Ноги шлепали по воде, сочившейся из-под снежников. Этот суровый пейзаж скрашивали горные цветы - фиолетовые фиалки, золотистые дороникумы и синие горечавки. Горы поднимались широкими волнами со всех сторон.

Впереди лежало плато реки Самжур, к которому предстояло спуститься с темно- и светлозелеными пятнами растительности. Темнозеленый ковер - это заросли карликовой березки, а светло-зеленые пятна - это просто трава. Но все-таки пришлось изрядно походить и по березке, прежде чем мы достигли реки Самжур и вышли на конную тропу. Солнце уже давно покатилось на убыль, и нам нужно было торопиться, чтобы достичь зоны леса. Впереди еще один перевал - Пограничный. Начался утомительный подъем выше и выше. На автопилоте мы достигли перевала и начали спуск вниз. Справа склон был усеян цветами, как огромная клумба. Жаль, что уже темнело и мы были уставшие, чтобы рассмотреть все краски. Дойдя до первой подходящей лужайки мы решили ставить лагерь, так как стемнело и идти до озера не было никакого желания.

Утром стали спускаться к озеру. Поднявшись по тропе на пригорок у края поляны, я заметил впереди какое-то движение. Остановился и рассмотрел внимательно, что это было семейство кабанов - мама и детеныши. Кабанята уже подросли и сменили свою шкурку с полосатой на бурую. Перебегая от куста к кусту, они быстро пересекли поляну и скрылись в лиственичном лесу. Я достал бинокль, но вот досада - стекла запотели и рассмотреть зверей не удалось. Мы двинулись дальше и через некоторое время подошли к тому же участку леса, где скрылись дикие свиньи. Осторожно перешагивая лужи, мы аккуратно шли, внимательно смотря по сторонам. Вся тропа была истоптана копытцами кабанов. Внезапно я увидел маленького кабанчика, перебежавшего тропу в нескольких метрах впереди. Здесь тропа выходила на излучину реки. Я осторожно выглянул из-за куста и в нескольких метрах увидел все семейство, стоявшее на каменистой отмели и с интересом смотревшее на меня. Так продолжалось всего несколько секунд, подошли остальные участники, кабаны сорвались с места и исчезли. Вскоре мы подошли к озеру Позарым, обсуждая увиденное. Расположились на отличной стоянке с южной стороны озера. Навес из коры защищал от ветра, а место для костра хорошо оборудовано.

Поскольку мне хотелось еще понаблюдать за жизнью кабанов, я отправился обратно по тропинке к поляне, где мы заметили их в первый раз. Остальные участники отказались, мотивируя тем, что устали и пойдут спать. К сожалению увидеть кабанов в этот день не удалось и когда я вернулся, то обнаружил что участники занимаются йогой под руководством инструктора. Заинтересовавшись, я тоже вытащил коврик и стал выполнять упражнения. Оказалось, это довольно серьезная физическая тренировка. После нескольких минут у меня уже дрожали руки и ноги. "Хватит на сегодня!" - взмолились мы, мокрые от пота. Занятие было закончено, так как начинающие йоги могли выполнить только шавасану.

Тем не менее, мы не стали расслабляться, а решили сделать радиальную прогулку на гору Тарагыр-Бажи-Тайга, что в нескольких километрах от озера. К слову сказать, не все запомнили это название и постоянно переспрашивали по мере подъема. Сказано-сделано, положили немного еды в рюкзак и пошли в горку. Первые метры дались с трудом, так как склон был довольно крут. Среди деревьев встречались кусты рододендрона с яркими розовыми цветками. Когда мы добрались до границы леса, пришлось продираться сквозь заросли карликовой березки. Это было тяжело, но когда мы поднялись на безлесное плоскогорье и открылся вид на окрестные просторы, то дух захватило от увиденного. Тем не менее, наша цель возвышалась над плоскогорьем, и мы приближались к ней с каждой минутой. Путь по плоскогорью тоже был не прост, под кустарниками стояла вода и не всегда ее возможно было перепрыгнуть через лужи. Ручьи журчали прямо под ногами. Склоны горы были покрыты снегом, а в промежутках - яркие пятна цветов, желтые и фиолетовые.

На вершине горы мы обнаружили сложенные из камней сооружения, диаметром около двух метров. Думаю это дело рук туристов, охочих до строительства. Вершина горы Тарагыр-Бажи-Тайга представляет собой плоскость диаметром примерно пятьдесят метров, но ходить по ней не очень удобно из-за вертикально расположенных камней типа огромных игл. Мы обошли кругом вершину, посмотрели сверху на озеро Улуг-Холь, еще затянутое льдом, а затем принялись рассматривать пестрые цепи гор на горизонте. В 2009-м мы шли по долине реки Монагы, было тепло и начиналась ранняя горная осень, а сейчас был июнь, и склоны гор только освобождаются от снежного покрова.

Небо затянуло и мы поспешили вниз. Со всех сторон лил дождь темной пеленой, но нас практически не задело и вскоре мы добрались до того места на гребне, где внизу уже было видно озеро. Аккуратно ставя ноги, мы стали спускаться по косогору. Вся влага с листьев кустарников оседала на одежде. Наконец, мы добрались до лагеря.

На следующий день нам надо было идти до озера Кара-Холь, а это довольно протяженный маршрут. Вышли мы поздно, в 10.40 и пошли по уже известной тропе на перевал Пограничный. На начале подъема, из травы вылетели рои малюсеньких комариков и напали на нас. К счастью, атака была недолгой. Мы вышли на цветущие луга, которые прошли в прошлый раз в темноте. В тишине посидели несколько минут и продолжили путь. Плато Самжур раскинулось вокруг во всей красе. Но темные тучи, сгущаясь, неотступно шли за нами. "Мордор преследует нас!" - решили мы, ускоряя шаг. Порывы ветра принесли первые капли дождя, но тучи сжалились над нами и прошли мимо. Во второй половине дня мы достигли края плато. Равнины у северной оконечности озера Кара-Холь в июне представляют собой цветущие луга. Мы переночевали у речки Устю-Элдиг-Хем и через два дня вышли к трассе.

Siberia trekking. Копирование материала с сайта только с разрешения автора