Siberia Trekking: путешествия

Звоните:

главная / рассказы о походах /

Поход по Индийским Гималаям 2013

Ладакх — это высочайшее плато Индии, с перепадом высот от 2750 метров над уровнем моря в Каргиле до 7672 метров в Сасир-Кангри. Граничит с двумя горными хребтами, Каракорумом на севере и Большими Гималаями на юге, а также пересекается двумя параллельными горными цепями — Ладакхским и Занскарским хребтами. Ладакхский хребет не имеет высоких вершин, в среднем его высота составляет 6000 метров, высота некоторых перевалов ниже 5000 метров.

В Алмату мы прибыли утром, проехали в аэропорт, сдали вещи в камеру хранения и отправились на прогулку. Алмата – зеленый город, здесь растут дубы, орехи и каштаны. Вечером мы добрались до аэропорта, и провели ночь в зале ожидания. Самолет взлетел и стал набирать высоту. Желто-серые горные пейзажи сменились высокогорьем с белоснежными ледниками. В прозрачном воздухе можно было рассмотреть трещины на леднике и места обвалов. Пролетели горный ландшафт, и потянулась плоская как стол, равнина. Под крылом самолета искрились змейки рек, и пролегали прямые как струна, дороги. Дороги связывали поселения, а вокруг поселений – сельхоз.поля. Практически везде были видны признаки цивилизации, что неудивительно – в Индии живет больше миллиарда людей. Самолет стал снижаться, сделал вираж, и стал виден город. Нагромождение маленьких домиков сменялось виллами с бассейнами, затем многоэтажными домами. По автострадам ползли маленькие точки автомобилей.

Международный терминал Дели огромен. Полы застелены ковролином, а для удобства пассажиров сделаны бегущие дорожки. Внутри довольно тихо, и прохладно. Мы получили багаж и стали заполнять миграционную карту, в которой нужно указать принимающую сторону и прочие данные. Заполняли весьма внимательно и переправляли несколько раз, поэтому к моменту окончания процедуры никого в зале не осталось, кроме нас. Миграционный офицер даже не взглянув на наши бумаги, поставил штамп в паспорте и махнул рукой.

Я договорился заранее, чтобы нас встретили и отвезли в гостиницу. Но прошло довольно много времени, поэтому мы гадали, дождался ли нас водитель или нет. На выходе из аэропорта каждого оглушает толпа таксистов. «Такси, такси! Мистер, такси!» Ряд людей держал таблички с именами. Вот и мое имя! Ловко перевязав рюкзаки на крыше машины, водитель слез и завел двигатель. Вот мы и в Индии. Выехав из многоэтажного здания парковки, поехали по шоссе в город. Рядом с дорогой росли пальмы, кое-где виднелись цветы на деревьях, в одном месте на газоне я заметил небольших цапель. Недалеко от аэропорта строятся отельные комплексы. На дорогах оживленно, все сигналят, поворотники никто не использует.
Водитель попался веселый и разговорчивый, развлекал нас всю дорогу байками об Индии.
Когда вышли из такси у отеля, солнце стало ощутимо жечь кожу, а в нос ударили резкие запахи. Не успели разгрузиться, как персонал отеля занес наши рюкзаки внутрь, что было непривычно. В дальнейшем мы привыкли чувствовать себя белыми мистерами, и уже не удивлялись. Только двери отеля закрылись, как жару и шум отрезало.

Внутри отеля – разительный контраст с улицей, работают кондиционеры, поэтому довольно прохладно. В холле и комнатах – чистота и тишина. Мы заселились в номера с окнами во двор (точнее узенькую улочку), поэтому шум с улицы нас не беспокоил. На крыше гостиницы располагался ресторан с джакузи и шезлонгами. Вечером мы поднялись на крышу и стали рассматривать меню. Заказали несколько блюд из курицы, пиццу и местное блюдо – карри. Курица понравилась, а карри – на любителя. Когда стемнело, появились гекконы. Они бегали по стенкам, и ловили насекомых.
Наш отель скромно именовался Pearl, т.е. Жемчужина, и располагался на Gupta Road, недалеко от Main Bazaar в районе Paharganj. Улица Gupta Road оживленная, трафик составляют машины, моторикши, велорикши и мотоциклисты. Но даже в плотном трафике я не видел аварий, хотя иногда кажется, что водители просто чудом избегают столкновений. На обочине дороги тоже царит оживление – люди пробираются среди припаркованных автомобилей, тележек и моторикш. На стенах домов закреплены неоновые вывески гостиниц, одна из соседних носила российское название Volga.

Поздним вечером мы отправились смотреть город. Несмотря на поздний час, люди ходят и занимаются своими делами. Продавцы газет, свежевыжатого сока предлагают свои товар. В некоторых местах социальный контраст особенно бросается в глаза. Люди просто спят на картонках на тротуаре, по соседству с яркими витринами магазинов. Мы хотели посмотреть район Rajiv Chowk, который нам посоветовали знакомые, и по пути зашли в парк. Среди деревьев обнаружили группу крыланов. Было довольно темно, но тем не менее, хорошо видно, как эти рукокрылые перелетают среди ветвей. Парк в центре площади Rajiv Chowk, был закрыт на ночь, поэтому мы прогулялись по окрестным улицам. Водители на перекрестках практически не ждут пешеходов. Если ты не перебежал улицу в первые 5 секунд, водитель жмет на газ, и машина проносится мимо. Несмотря на обилие машин, марок немного, основные – это Toyota, Suzuki и Tata.

Погуляв по городу, решили возвращаться, но ушли немного в сторону. Пройдя мимо огромного бетонного забора, оказавшегося больницей, приблизились к району трущоб. Когда остановились в замешательстве, к нам подъехал полицейский на мотоцикле и спросил, нужна ли помощь. Мы спросили, где находится улица с отелем, и после этого повернули в нужном направлении. Пройдя немного, оказались в районе Main Bazaar, где останавливаются западные бюджетные путешественники. Улочки здесь узкие, в некоторых местах стоял густой дым от жарящихся беляшей. «Вот куда надо идти обедать, когда мы станем настоящими индийцами».

На следующий день вылетели в Лех, штат Джамму и Кашмир. Это спорная территория, на которую претендуют Пакистан и Китай. Я думал, что на север летает небольшие самолеты типа наших Ан-24, но опасения не оправдались, оказалось, что наш самолет вполне современный и просторный. Полет длился около часа, и проходил над Гималайским хребтом. При посадке самолет обогнул гору и резко приземлился. Окружающий пейзаж – полупустынные горы желтого цвета, а в долине бежит река Инд.

С трапа самолета встречают люди в форме с автоматами. Быстро пройдя летный контроль, мы вышли на улицу, где приезжих уже окружили шумные таксисты. Мы быстро сели в первое попавшееся и поехали в гостиницу Oriental Guesthouse. Я читал хорошие отзывы о гестхаусе на форуме Винского, и мы не были разочарованы. Отель стоит на возвышенности, у подножие холма, на котором располагается буддийская достопримечательность - Шанти Ступа. Поэтому в визитках так и указано – у Шанти Ступы.

На ресепшене гости заполняют данные сидя на барных стульях, а дальше располагается зал с предметами старины, соседствующими с современной техникой. На стене – картины и плазменный телевизор, а в углу – компьютерный уголок. Перед гестхаусом расположен сад, в котором растут георгины, подсолнухи, дубки, сирень, лук и капуста. Все как у нас :) У входы – молитвенные барабаны, а с другой стороны – столики под зонтами. В номере – потолок из плетеных стволов и огромное окно, из которого видны горы. За время нашего пребывания почти всегда была ясная погода, а температура в Ладакхе колебалась от +20 до +30. Сентябрь - это уже конец сезона, но на улицах все еще царило оживление. В шесть утра китайские туристы уже выстраивались в саду для практики цигун, а в семь остальной народ начинал заниматься своими делами. На первом этаже - столовая, вечером в ней организовывался шведский стол. Для нас это всегда было некоторой лотереей, т.к. не знаешь, много ли специй в том или ином блюде.

Хотя нам советовали лежать, отдыхать и пить много воды, мы пошли гулять по узким улочкам города. Лех – город туристов, везде гостиницы и турагенства. Многие продавцы приглашали нас по-русски "Привет, друг! Заходи посмотрим товар". Оказывается, зимой они работают на Гоа, где и выучили некоторые фразы. Ладакцы за сохранение природы, пластиковые пакеты здесь под запретом. В магазинах все упаковывают в тряпичные мешки.

Нам надо было купить продукты в поход, газ и бензин. Для Ладакха сим-карты, купленные в Дели не работают, и для желающих звонить, нужно оформлять новую. Я зашел в офис Aircel, чтобы купить симку. Здесь это довольно бюрократическая процедура, требуются четыре фотографии, и активация на следующий день. Причем активируют также в офисе – звонят и говорят на хинди. Зато стоимость звонков в Россию невысокая, меньше 10р за минуту разговора.

Путешествие в Ладакх

Дома построены из глиняных кирпичей, гестхаусы для туристов выделяются отделкой оформления, яркими цветами и резными наличниками. Видно, что туризм в Ладакхе развивается, во некоторых местах идет строительство новых гостиниц. А ведь открыт был этот регион сравнительно недавно, в 1976 году. На улицах очень много мотоциклов, в основном Royal Enfield. Перед узкими поворотами водители сигналят, предупреждая о своем движении. Крыши домов плоские, кое-где на крышах сушится сено. На узкой улочке мы зашли в кафе и поднялись на второй этаж. В меню несколько видов чая - Darjeeling tea, Masala tea, Ginger tea, Lemon tea. К концу путешествия у нас уже сформировались гастрономические пристрастия, и мы знали какой чай заказывать. А сейчас все было в диковинку, и мы сидя за огромным деревянным столом, дегустировали разные блюда. За стойкой находилась библиотека, где поэтому это кафе мы прозвали «Кафе с книгами». Напротив - ярко раскрашенный оранжево-красный гестхаус в окружении тополей, с разноцветными флажками на заборе.
В целом в Ладакхе вегетарианская кухня, мясные блюда мы нашли только в двух местах города. На второй день мы поднялись к Шанти Ступе, рядом с нашим отелем. Даже небольшой, но крутой подъем, дается с трудом, через несколько метров делаем остановку. Поднявшись, обнаружили кафе, а на самом верху – площадь с довольно большим сооружением – Ступой.

После трех дней акклиматизации наконец-то выехали на маршрут на такси. Мы выехали из города, проехали через Инд, и покатили к горам к югу от Леха. Маленькая машинка SuzukiMaruti везла нас по узкой дороге над рекой. Водитель ехал осторожно и сигналил перед каждым поворотом.
За одним из поворотов мы увидели небольшой караван из осликов, везущих груз туристов. Потом мы еще не раз встречали такие караваны на маршруте. Оказывается все здесь ходят либо с вьючными животными, либо налегке, от деревни до деревни.

Мы выгрузились и начали путешествие пешком. Рюкзак довольно тяжелый, и идти трудно под палящим солнцем. Даже не верится, что это Гималаи. В узком ущелье мы были одни, и на тропе никого не видели. Когда мы сидели на привале, вдруг заметили каких-то птиц ,бегущих по осыпи. Это местные куропатки - кеклики. Осторожно приблизившись, сделал несколько снимков.

Путешествие в Ладакх

Постоянно смотрел по сторонам, в поисках копытных, но ничего не видел. На очередном привале нас догнал караван осликов и лошадей. Погонщики улыбнулись, увидев наши рюкзаки, и стало ясно, что с такими рюкзаками здесь не ходят. Впоследствии выяснилось, что туристы здесь ходят налегке, отправляя грузы с вьючными животными, или передвигаются от деревни к деревне. Казалось, что расстояние в пять километров мы шли целую вечность.

Наконец впереди показалось открытое пространство, мы вышли из ущелья и оказались на развилке туристических троп. Слева – ущелье, где находится деревня Румбак, а прямо – наш дальнейший путь. Крестьяне косили траву и приветливо помахали нам, здесь все говорило о старине - каменные кладки тянулись на сотни метров, а люди жили также, как и столетия назад. В этом месте мы встали на месте для кемпинга, специально огороженной территории. Вид с кемпинга - довольно живописный, глаз охватывал огромные пространства гор, внизу текла небольшая речушка, в ущелье нависали фиолетово-красные скалы, а вдалеке виднелись белоснежные вершины. Солнце уже скрылось за горами, и стало заметно холодать.

По соседству стояли две палатки, выяснилось, что это наши соотечественники из Екатеринбурга, и они принимают участие в туре наблюдения за ирбисами. Два дня назад им удалось увидеть трех барсов в ущелье неподалеку. Мы столпились вокруг фотоаппарата и рассматриваем снимки.
Их гид Chita принимал участие в съемках фильмов Silent roar – searching for snow leopard и Wild Asia – At the edge.

На следующее утро наши соседи снялись с лагеря и ушли вниз, а мы решили сделать дневку – посмотреть зверей, акклиматизироваться и посмотреть окрестности. Ребята отправились в Румбак, а я с фотоаппаратом отправился на поиски зверей. Рафаэль сказал, что здесь много баралов, и показывал мне фотографии копытных у ручья. Но прождав в ущелье некоторое время, я вернулся к кемпингу и отправился дальше вдоль склона. Солнце застыло в зените, и под пронзительно синим небом не было видно ни единого животного. Зато попадались пернатые – удод перелетел над изгородью, у воды бегала оляпка, над головой иногда пролетали альпийские галки.

Я уже почти потерял надежду увидеть зверей и собрался возвращаться в лагерь, как вдруг увидел движение в ущелье среди камней. Подойдя поближе, разглядел стадо диких баранов. Животные паслись, неторопливо переходя от куста к кусту. Я осторожно подобрался поближе и стал фотографировать зверей. Кадры получились нечеткие из-за расстояния и искажения воздуха от жары. Вдруг за спиной послышались шуршание камней. Обернувшись, я обнаружил надо мной группу баралов. Они стояли в некотором отдалении, и с интересом разглядывали фотографа. Я очень медленно навел объектив и сделал пару кадров. Но одно неосторожное движение, и они отбежали.

Путешествие в Ладакх

Я вернулся в лагерь, куда вскоре подошли остальные участники. Они навестили гостевой дом в Румбаке, и поднялись на близлежащую горку. Я предложил ребятам посмотреть на стадо баралов, и мы по солнцепеку вернулись к ущелью. По пути что-то рыжее мелькнуло у каменной постройки. Оказалось, что это охотился горностай. Заснять его оказалось непросто, вскоре он скрылся из виду. Солнце палило так, что горячий воздух искажал формы предметов. Немного поснимав, мы отправились обратно и заметили еще одну группу копытных, которые в долине. С легкостью прыгая по уступам разрушенного строения, баралы обогнули склон и скрылись из виду.

Мы подошли ближе к постройкам, и обнаружили протяженные системы орошения полей. Водостоки, выложенные камнями, тянулись на сотни метров. Сколько сил и времени потребовалось людям, чтобы выложить все эти камни? Вернувшись к лагерю, зашли выпить чая в tea-house. Это небольшое летнее кафе, в котором продается всеми любимая полезная еда – кока-кола, чипсы и шоколадки. На завтра мы решили выйти пораньше, пока жара не придавала, и поставили будильник на 6 утра. В 6 утра никто не встал, и как водится, встали только через час. К счастью, горы закрывали утреннее солнце, и мы выдвинулись по прохладе. Через некоторое время нас догнал жизнерадостный турист, который шел налегке, с маленьким рюкзаком. «Привет! Ничего себе, какие рюкзаки!» Мы начали расспрашивать, и он рассказал, что его зовут Винсент, родом из Франции, но уже год живет в Дели и работает инженером. «Дели – совершенно сумасшедший город! Устранение самой небольшой проблемы вызывает множество сложностей». Мы вышли из тени, создаваемой горой, и в том месте, где тропа сворачивает в ущелье, встретили туристов из Новой Зеландии. Они уже третий раз здесь, и также все несут с собой.

На очередном привале нас обогнали французы, двое парней и девушка. Винсент завязал разговор: «Привет, ребята! Вы откуда?» Оказалось, что они утром выехали из Леха и идут сегодня налегке до Юрутзе. Они быстро обогнали нас, и мы неспешно потопали дальше. У каменной изгороди я остановился, чтобы сфотографировать кекликов. Они неугомонно голосили, бегая среди кустов. Я насчитал несколько выводков с цыплятами. Через некоторое время мы добрались до Юрутзе, небольшой деревни всего из нескольких домов. Непривычно видеть двухэтажные дома, каменные изгороди и небольшие поля на высоте 4300м. Миновав деревню, тропа неуклонно поднималась в гору.

Путешествие в Ладакх

Мы остановились на площадке для кемпинга, открытом месте в долине. Из-под куста выскочил довольно крупный заяц и побежал прочь. Сфотографировать его не удалось, но позже мы заметили, что здесь целое поселение зайцев. То тут, то там они выскакивали и отбегали прочь. Я заметил вдалеке животное, размером с зайца, но другой формы. Подойдя поближе, рассмотрел сурка. На вид неуклюжие толстяки, тем не менее довольно быстры. Фотографировать сурков оказалось непростой задачей. Подозрительные сурки скрывались быстрее, чем я успевал сделать кадр. Зато удалось сделать хороший кадр зайца. Около часа я подбирался к нему, скрываясь за кустами, пока не подошел примерно на 10 метров. Заяц залег в ямке отдохнуть, сложив уши. Я осторожно сделал пару кадров и вернулся к лагерю. Поодаль паслись лошади с колокольчиками, кеклики пробежали вверх по склону. Удивительно, что на такой высоте кипит жизнь.

Ночью проснулся от сильной головной боли и перезвона. Сначала казалось, что в голове беспрерывно звонят колокола, - оказалось, лошади с колокольчикам пришли к нашей стоянке. Пришлось вылезать из спальника и отгонять, но это помогло только на полчаса. Потом они снова вернулись, тогда Шамиль из соседней палатки вылез и отогнал незваных гостей. Утром, после завтрака, мы начали подъем. Чуть выше по долине стояла довольно большая группа навьюченных осликов. Все треккеры обогнали нас на крутом подъеме. Мы прошли мимо довольно храбрых сурков, которые подпускали буквально на три метра. Вот мы и на перевале Ганда Ла, на высоте 4900м. Разноцветные флажки украшают нагромождение камней. Снега нет, кое-где растут небольшие кусты. Мы отдохнули, сделали несколько кадров и двинулись вниз. Тропинки змейками разбегались и соединялись, по левую руку паслось стадо яков. Ниже в долине видны рвы, которые проделала тающая вода. Сверху мы видели белое пятнышко чайной, в которой надеялись перекусить, но она оказалась закрытой. Зато чуть ниже, в деревушке Шинго мы отдохнули и выпили чая. Народ в деревне был занят уборкой урожая, и покосом.

Ущелье сузилось до каньона, в некоторых местах нависали монолитные отвесы. В одном месте я заметил баралов недалеко от тропы на скале. Только достал видеокамеру, как начал накрапывать дождь.
Сброс высоты был значительный. К концу дня, когда мы наконец-то добрались до Скиу, все вымотались. С высоты 4900м (перевал Ганда Ла) мы спустились на 3350м в долину реки Марха. Уже по темноте, с Шамилем отправились искать место для кемпинга. В деревне Марха нам показали залитую бетоном площадку, возле которой стояли лошади, весело звеня колокольчиками. Опять слушать звон среди ночи не хотелось, поэтому мы прошли вниз по долине, где и обнаружили еще одно место для кемпинга.

Путешествие в Ладакх

Долина реки Марха довольно живописное место, оазис в горной пустыне. Здесь растут ивы, тополя, яблони, которые дают еду и кров для множества птиц. Сама речка прозрачна и быстра, шириной в несколько метров и глубиной по колено. Кемпсайт представлял собой огороженную поляну, на которой кое-где росли ивы. Здесь же была колонка с питьевой водой. За поляной росла облепиха с необычно длинными колючками. Ягоды довольно маленькие и несладкие, но для компота отличные. В кемпсайте уже стояла палатка, как оказалось, пара из Чехии шла по маршруту Markha valley. Позже подошла туристка из Германии, у который был довольно спортивный маршрут.

Хозяева живут в каменном доме у самого склона горы. Мы зашли вечером на ужин, и нам наложили полную тарелку овощей и риса. Для меня было остро, но все равно вкусно. На следующий день мы решили исследовать окрестности – сходили на речку, прогулялись вниз по долине до ближайшей деревни. В этот я заметил беркута, кругами летающего над долиной. По сравнению с альпийскими галками он выглядел настоящим великаном.

В деревне Скиу старинные дома соседствуют с современными технологиями – солнечными панелями. На следующий день мы решили возвращаться в Лех коротким путем, т.к. у одной участницы поднялась температура. День выдался жаркий, и мы бодро шли под палящим солнцем в сторону слияния Мархи и Занскара. Долина Мархи расширилась, теперь река текла далеко внизу, а вода в бутылках почти на исходе. Как ни странно, мы шли по долине вниз, но тропа поднималась все выше и выше. Слияние Мархи и Занскара поражает грандиозностью. Открылся вид на огромные просторы Гималаев, а далеко внизу виднелся мост через реку. Склон покрыт сетью дорог, здесь немудрено потерять друг друга из виду. Наконец мы все собрались в одном месте, и обнаружили, что мост упал в воду. Через реку натянут трос, на котором закреплена корзина, все желающие могут по двое переехать на другую сторону. К счастью, с нашей стороны находились индийцы, которые помогли нам перебраться.

Оказавшись с другой стороны реки, мы продолжили движение по дороге. Наш план был дойти до ближайшей деревни и вызвать такси из Леха. По пути около нас остановился разукрашенный грузовик с водителем-военным. Местные жители, сидящие в кузове приветственно помахали рукой – давайте, залазьте. Мы с радостью закинули рюкзаки в кузов и отправились в путь. Как оказалось, грузовик ехал не до Леха, а до места Ниму, расположение которого было нам неизвестно. Карту я убрал далеко в рюкзак, и мы ехали в неизвестность. Стемнело, мы приехали на какую-то военную базу, где народ смотрел боевик в полевом кинотеатре. Что-то загрузили-выгрузили, и наш грузовик поехал дальше. Через некоторое время мы приехали в место назначения. Из-за темноты было сложно понять, большой ли это город. Все пассажиры разошлись, и мы остались в одиночестве посреди улицы. На наше счастье, неподалеку обнаружили небольшую гостиницу и переночевали там. Утром отправились искать кафе и заодно осмотреть город. Оказалось, что Ниму – небольшой перевалочный пункт, находящийся между Лехом и Каргилом. Туристов здесь мало, и было интересно наблюдать за самобытной жизнью городка.

Путешествие в Ладакх

Siberia trekking. Копирование материала с сайта только с разрешения автора